«Тренер должен обладать сдержанностью, напористостью и мастерством». Интервью с тренерами команд ТДК
17.07.18
«Тренер должен обладать сдержанностью, напористостью и мастерством». Интервью с тренерами команд ТДК
Пока вся страна привыкает к жизни без Чемпионата мира по футболу, мы решили немного отойти от привычного нам формата и на этот раз поговорить не с игроками команд, а пойти дальше и задать вопросы тем людям, которые стоят за пределами футбольного поля, смотрят за действиями команды, мотивируют ее и помогают добиться результата. Многие люди с детства мечтают стать звездами мирового футбола, но мало кто задумывается о другой важной и высокоуважаемой должности. В чем же заключается работа тренера, какими качествами он должен обладать и какие подводные камни могут быть в этой профессии, всё это и даже больше – читайте в нашем интервью. 

- В чем конкретно заключается Ваша работа, чем Вы занимаетесь? 
Кирилл Пукит: Тренирую команду «Шипы», выступающую в ТДК. Ответственный секретарь Детско-юношеского ТДК, футбольный арбитр ПФФ и ФФМО.
Роман Емельянов: Тренирую команду «Импульс». Это моя вторая так сказать работа.

- Почему Вы решили стать тренером футбольной команды? 
К.П.: В свое время помогал главному тренеру «Витязя-2007» (в команде играет мой сын) и, поскольку я связан с ПФФ, решил попробовать себя в роли тренера юношеской команды.
Р.Е.: Потому что сам занимаюсь футболом.

-  Со всеми ли задачами справляются ваши ребята? 
К.П.: Со всеми задачами справиться невозможно. Задач много, решаем вместе по мере их поступления.
Р.Е.: Конечно же нет, но самое главное, что они стремятся к этому, и это видно!

-  Как думаете, тренер — это такой человек, который должен давать только технику или же еще и быть наставником, психологом, и помимо рабочих моментов, давать игрокам некоторую уверенность, что все получится, что спорт — это здорово, что можно победить, если играть в команде? 
К.П.: Все вкупе. А как иначе?
Р.Е.: Конечно же не только как тренер, но и как друг, брат, сват, у нас в команде хорошая, веселая и дружелюбная атмосфера. Тренер должен обладать сдержанностью, напорством, ну и конечно же мастерством. 

- Какие задачи чаще всего приходится решать тренеру? Что мешает ребятам играть лучше, низкая самооценка может быть, или агрессия? 
К.П.: Чаще всего приходится решать организационные вопросы, связанные с полями-площадками для тренировок команды. Из-за этого существует проблема построения системного графика тренировок, что мешает улучшить командную игру. Насчет самооценки и агрессии у нас проблем нет.
Р.Е.: В основном в сборе команды. Помимо футбола у ребят же есть и свои дела. Когда возникают проблемы, скорее всего в эмоциях.
 

«Шипы» до 16 лет – серебряный призер Весеннего ТДК. Команда до 14 лет выиграла турнир в своей возрастной группе.

 
-  Первая распространенная проблема у детей — это недостаточно хорошая техника. Тренер ее подтягивает. Вторая — это дисциплина, то есть, тренер мотивирует. А как Вы мотивируете игроков, что Вы делаете или говорите? 
К.П.: Любая победа, будь то турнир или товарищеский матч, уже является мотивацией для команды. Никого особо настраивать и мотивировать не приходится потому что все и так все знают и понимают.
Р.Е.: По поводу мотивации у каждого тренера есть свои «приёмчики», и я думаю вряд ли кто-нибудь вам их откроет.

-  Нужно хорошо чувствовать ребенка и нащупать то, что именно у него вызывает интерес. Кому-то важно, чтобы тренер заметил успех, кому-то хочется быть похожим на него, а кому-то больше всего важно быть лучше товарищей. Но бывают ли ребята, которые специально не делают то, что Вы говорите, вступают в конфронтацию, срывают тренировку? 
К.П.: У нас в команде достаточно возрастные игроки чтобы понимать для чего они приходят на тренировки. Если возникают какие-либо вопросы, это решается сразу на месте.
Р.Е.: Такого у нас нет, с дисциплиной у нас все в порядке.

-  Что работает эффективнее, наказания или поощрения? Или это от человека зависит? 
К.П.: Я не сторонник наказаний, но бывает и такое. Как правило это касается дисциплины и только. Насчет поощрений – похвала тренера. У нас это работает в целом.
Р.Е.: К каждому свой подход. 

- Как настроить ребят на нужную работу? 
К.П.: Все знают свои слабые стороны. Тренировки направлены на то, чтобы их устранять. Настраивать специально никого не нужно. 
Р.Е.: Самое главное это взаимопонимание между игроками.

- Тренер, как мне кажется, так же должен уметь находить общий язык с родителями. Конфликты с родителями, наверно, случаются. Насколько часто? И что становится поводом? 
К.П.: Этот вопрос относится скорее к тренерам СШ, ДЮСШ, которые ведут детей от начала и до конца и постоянно находятся в контакте с родителями. У нас ситуация иная, родители ребят в моей команде всячески поощряют, но никогда не вмешиваются ни в жизнь команды, ни в тренерский процесс.
Р.Е.: На моей практике пока проблем с родителями не было, да и в дальнейшем я думаю не будет.

- Есть слишком требовательные родители? Которые хотят сделать из своего ребенка суперчемпиона? Вообще сами дети в большинстве своем любят футбол, или больше таких, кого просто «привели родители»? 
К.П.: Требовательных родителей нет, потому что все ребята заточены на учебе, футбол — это скорее хобби, чем перспектива.
Р.Е.: У нас все пожеланию детей, как говорится насильно мил не будешь.

-  Как Вы считаете, что в конечном итоге дают ребятам занятия футболом? 
К.П.: Коллектив, здоровье, яркие эмоции, мастерство.
Р.Е.: Дисциплину, командные качества, подтянутое здоровье, ну и конечно же дружбу на долгие года.
 
 
«Импульс» занял второе место в Весеннем ТДК до 20 лет.
 
-  А есть такое, что, достигнув определенного мастерства в футболе парни становится в целом более уверенными? 
К.П.: Безусловно.
Р.Е.: Когда начинает получатся что-то новое, это конечно же даёт бурю эмоций, самое главное удержать эту эйфорию и направить в правильное русло.

-  Как тренер помогает игроку влиться в командное взаимодействие? Существует ли какой-то набор упражнений на развитие командного духа? 
К.П.: Взаимодействие игроков на поле — это цель тренировок. Специальных упражнений для этого у нас нет. Просто приходит новый игрок и занимается в общей группе.
Р.Е.: Разговорами, подсказками, дружелюбная атмосфера – вот что развивает командный дух.

-  Помогает ли командная работа в спорте научиться лучше понимать и себя, и других людей? 
К.П.: Конечно да.
Р.Е.: Несомненно.

-  Что для вас самое сложное в Вашей работе? 
К.П.: Самое сложное – это организационные вопросы.
Р.Е.: Пожалуй, опустим этот вопрос.

-  Что нового вы открыли для себя в профессии тренера? 
К.П.: Как правильно работать с абсолютно разными людьми с точки зрения психологии.
Р.Е.: Стал лучше понимать людей, наверное. 

-  Существует два мнения, первое – что футбольным тренером может быть только бывший футболист, а второе – что тренер вообще не обязательно должен уметь играть в то, что он преподает, а Вы как считаете? 
К.П.: Не всегда бывший футболист становится хорошим тренером и напротив, человек, который никогда не играл в профессиональный футбол может стать успешным тренером. Яркий пример тому Л.В. Слуцкий. Но в идеале хороший тренер должен обладать всеми футбольными навыками, начиная от нападающего и заканчивая вратарем.
Р.Е.: Первый вариант. Игровая практика очень много даёт, я и сам до сих пор играю.

-  Как думаете, тренером может стать любой желающий или же это по большей части призвание? Ведь Истинный футбольный тренер, это человек, который не только должен быть опытным наставником, но и оставаться при этом чутким и лояльным другом, товарищем и иногда даже отцом.
К.П.: Конечно это призвание.
Р.Е.: Если у человека есть желание тренировать, то почему бы и нет.

Мария Андрюшина